Арт-аналитика

О времени арт-рынка. Вечное искусство vs краткосрочная доходность


Арт-экономика как наука, столь обсуждаемая сегодня, буквально юна. Ее история пишется онлайн, делая сам предмет изучения – оценку искусства – притягательно-ускользающим, как пустынный мираж. Первое внимание ученых к «культурно- денежной» составляющей общественной жизни относится к 1966 году. Тогда в Нью- Йорке вышел в свет классический труд «Исполнительские искусства: экономическая дилемма». Его авторы – Уильямы Баумоль и Боу эн – в одно мгновение основали абсолютно новое исследовательское направление.

Справедливости ради отметим, что до них человек века, по мнению Time, лояльный к построению коммунизма, идейный вдохновитель капитализма, советовавший правительствам «тратить деньги, которых у них нет», выдающийся англичанин Джон Мейнард Кейнс предупреждал, что экономическое учение тесно связано с пониманием культуры. Эта глубинная мысль, увы, не вылилась в стройную теорию и «ограничилась» для Кейнса личным артистизмом, вспоминавшимся современниками, художественным чутьем и коллекционированием, творческим меценатством и благотворительностью, а также общением в интеллектуально- креативных кругах и, конечно, счастливым браком с дягилевской примой и моделью Пикассо Лидией Василь евной Лопуховой.

Спустя почти 30 лет после смерти Кейнса, в 1972 году, бывший разведчик, видный американский экономист венгерского происхождения Тибор Скитовски, блистательно «подхватив» идею, поставит обществу однозначный диагноз своей работой What’s Wrong with the Arts Is What’s Wrong with Society. Прежде чем привычной рукой отодвигать финансирование культуры и искусства вниз по шкале государственных расходов, верховной власти небесполезно соизмерить будущие издержки по-скитовски: долгосрочный экономический рост никакой страны не возможен без развитой сферы творчества.